Методы исследования развития психологии личности ребенка

Детская психология такая — одна из наиболее сложных и наиболее интересных отраслей психологии. Сложность исследований заключается в том, что необходимо выявить не только закономерность психического развития, но и факторы, являющиеся корнем причин такого развития ребенка.

Основатели детской психологии  наблюдали за своими собственными детьми — так собрали базовый фактический материал, в первую очередь, дающий представление о развитии психики ребенка в возрасте до 5 лет.

Внимательное наблюдение за ребенком, с которым установлена близость и хороший контакт в течении длительного времени — очень ценный материал, но первые работы часто носили субъективный характер и в них отсутствовала единая стратегия наблюдения.

Очень эффективно наблюдение за несколькими детьми в группе, исследовательскую работу необходимо вести воспитателю или педагогу, но основное воспитание ребенок все же получает в семье, и не имея доступа к семье каждого ребенка, сложно делать серьезные выводы.

Основные факты развития детей в первый год жизни были сделаны в клинике, открытой в Ленинграде в 1925 году, где ребенок находился под интенсивным наблюдением специалистов 24 часа в сутки.

Сегодня наука относится к таким методам наблюдения скептически. Большое развитие получил экспериментальный метод исследования. Было разработано множество тестов, пытающихся определить уровень психического и умственного развития ребенка. В начале века считалось, что уровень одаренности можно вычислить с помощью таких тестов, но затем была доказана ошибочность этой стратегии.

Важно понять, как принимает вопрос ребенок, какие процессы включаются для выполнения этой задачи, а не ее результат. На сегодняшний день открыто немало экспериментальных школ, главная задача которых — определить, как формируются психические процессы у ребенка.

Написано огромное количество работ на эту тему, но далеко не всегда теорию можно соотнести с практической частью психологии. А проблема психического развития необычайно важна и актуальна — ее исследования позволяют выявить наиболее благоприятные условия воспитания детей.

Ссылка на основную публикацию