Новые электродвигатели не всегда вращаютсяОставим пока подстанции, линии электропередачи и обратимся к электродвигателям. Их в хозяйствах год от года все больше. И вот что вспоминается.
Приезжает однажды колхозный электромеханик в контору и просит меня разобраться, почему у них не вращается только что подключенный новый электродвигатель.
— Какой электродвигатель? — спрашиваю.
— На пилораму поставили. Мощность 28 кВт, — Какой электродвигатель? — спрашиваю.
— На пилораму поставили. Мощность 28 кВт, асинхронный, короткозамкнутый.
— Напряжение подходит на все три фазы?
— Да. Предохранители все целы, напряжение на трех фазах, — отвечает электромеханик.
— "Прозванивали" электродвигатель? Обрыва обмоток не обнаружили?
— Проверили, все в порядке. Даже не знаю, что и думать. Да и двигатель-то новый, — повторяет он.
Конечно, опытный электрик скептически улыбнется и скажет: «Подумаешь, хитрость. Концы перепутали». Но для начинающего монтера эта задача не такая уж простая. Если к этому добавить, что обмотки электродвигателя имели заводские клеммы и были соединены в звезду согласно маркировке, то, ясно, пришлось призадуматься.
Теряясь в догадках о причинах неисправности и опасаясь, как бы не уронить себя в глазах колхозных монтеров, подхожу к электродвигателю. А его, еще не потерявшего свежести заводской окраски, окружили работники пилорамы. Слышатся самые различные, порой фантастические предположения по поводу Капризов электродвигателя.
Чтобы самому убедиться, прошу включить его на две-три секунды. Двигатель вздрогнул, загудел и мучительно медленно стал вращаться. Сразу же даю команду на отключение.
Странно. Все говорит о неправильном соединении обмоток отдельных фаз двигателя. Да, но ведь двигатель-то новый, заводской сборки. Неужели там напутали?
Делать нечего, стал вспоминать метод определения правильности соединения обмоток. Была даже по этой теме лабораторная работа в институте, но тогда нам давали мегомметры, источник постоянного тока, поляризованный гальванометр.
У меня же, кроме "универсального" монтерского прибора — контрольной лампы, ничего при себе нет. Чтобы не ошибиться и действовать по порядку, начертил на песке схему предстоящих соединений и операций.
Сначала разобрал клеммную панель двигателя: получилось шесть выводов. Не обращая внимания на их маркировку, при помощи контрольной лампы определил принадлежность концов обмоток к отдельным фазам двигателя.
Сделать это просто: один конец контрольной лампы присоединить к фазе сети, а какой-либо конец обмотки двигателя соединить с землей. Затем вторым (свободным) проводом лампы поочередно коснуться остальных выводов статорной обмотки. Если лампа загорелась, значит, возникла цепь тока, следовательно, вы нашли вывод обмотки. Так же находят и все другие фазы обмотки.
Теперь надо было отыскать их условные начала и концы. Две любые обмотки, назовем их А и В, я соединил последовательно, а третью — С замкнул на лампу. После этого на короткое время включил обмотки А и В в сеть. Если лампа, замкнутая на обмотку С, не горит,
значит, произвольно соединенные выводы обмоток А и В являются одноименными.
Тогда прикрепите к ним временные бумажные бирки с обозначениями К1 и К2 (концы), а к противоположным — с обозначениями H1 и Н2 (начала).
Если же лампа засветится,
пусть даже неярко, значит, произвольно соединенные выводы обмоток А и В оказались разноименными. В этом случае ставьте на одном из них бирку К1, на другом — Н2.
Таким же образом я нашел конец и начало обмотки С: соединил ее последовательно с обмоткой А, а лампу замкнул на обмотку В.
Затем все концы с бирками K1, К2, КЗ (а можно H7, Н2, Н3) свел в одну точку — получилось правильное соединение обмоток в звезду.
И электродвигатель тотчас подтвердил это: как только подали напряжение, он уверенно набрал скорость. Выходит, и в самом деле, на заводе напутали и соединили обмотки неверно.
Замечу, что я выбрал более удобную и понятную в работе маркировку начал H1, Н2, Н3 и концов K1, К2, К3 обмоток, а по ГОСТу их выводы обозначаются С1...С4, С2...С5, С3...С6.