Электрофорум

Электрификация => Обмен опытом, опросы и конкурсы электриков => Тема начата: danilll от 20.04.2015, 02:17:36

Название: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 20.04.2015, 02:17:36
Кто как поверяет и обслуживает подшипники электродвигателей, в реальных производственных условиях? По каким признакам опреляем что подшипник пора менять? Наприер, вал двигателя крутится ровно,без заеданий, но со стороны подшипника слышен повышеный шум.. будете менять?
Собственно, тема недавним случаем навеяна.  На 30 киловатном двгателе износился и  заклинил  подшипник,но заметили это не сразу, а когда вал раскалился( подшипник стал проворачиватся на валу) , и вся дрянь осевшя на валу за десять или незнаю сколько лет начала дымить. Итог -вал серьёзно повреждён(задран), всё остальное вроде бы целое. Пока не знаю,восстановим ли или нет. И вот интересно, это только у меня такая контора,что пока дым не пойдёт, никто внимания не обращает, или так почти у всех.
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: aspid_das от 20.04.2015, 09:12:09
Однажды разобрав один двигатель, немецкого производства,
я обнаружил внутри корпуса пару биметаллических контактов
утюжного типа, чему был очень удивлен. Но идея понравилась.
А вообще, в советское время, лечилось ППРом, а в наше
заменой двигателя.
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: dcent25 от 20.04.2015, 09:44:19
Кто как поверяет и обслуживает подшипники электродвигателей, в .... производственных условиях?  ...

Смазывание подшипников (http://skmash.ru/str273.php)
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: shmakich от 20.04.2015, 12:40:34
мощных двигателей нет, семь с половиной самый мощный и полтора десятка 4-4.5.
Двигателя все Взрывозащищенные, дорогие, агрегаты на них вовсе уникальные, ничего не купить из запчастей, даже на заводе не всегда есть, заказываешь уплотнение графитовое, а оно уже лет восемь как другое.
Поэтому всегда слушаю, трогаю рукой, нюхаю, проверяю клещами нагрузку пофазно и один хрен не всегда успеваю, просто мне чтоб по всем проехать около 170 км по городу, но если приехал и стучит, то просто так мимо не прохожу, меняем движок и в ремонт.
А смысл ждать пока заклинит? только ремонт потом дороже и заклинит как всегда в самый напряг или ночью или на выходные, вовремя раз или два заклинивал, остальное всегда в неудобное время.
Хотя и сам не без греха, пару месяцев назад, сказали мне что движок постукивает, пошел посмотрел, да двигатель, да подшипники, рукой махнул и делать поленился.
Через неделю двигатель дым пустил, а следом еще два, так что разок рукой махнул и уже месяц расхлебать не могу, на днях только вот последний двигатель заберу в запас.
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 20.04.2015, 13:43:36
хорошо, когда в ремонт стационарный можно отправить,  но не всегда возможность есть.  довольно противно, когда надо проверять эти подшипники, принимать решение насчот их дальнейшей сутьбы, а никаких средств диагностики нет. Раскрутил вал верёвкой, и слушай звук. А потом решение ещё оспаривают.
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: aspid_das от 20.04.2015, 14:31:07
...никаких средств диагностики нет. Раскрутил вал верёвкой, и слушай звук...

Если бы я озаботился профилактикой, то составил бы график обхода,
с занесением в журнал таких данных, как пусковой и рабочий токи,
температура корпуса. Можно еще сопротивление изоляции.
Измерение тока - клещи, температуру грубо можно померить
мультиметром с температурным датчиком. Отслеживая динамику изменений
можно более менее прогнозировать отказ. Ну и кое-когда по графику
разобрать да и посмотреть состояние смазки и целостность сепаратора.
Здесь важен системный подход, было бы желание...
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 20.04.2015, 21:09:04
по возможности проверяю конечно и нагрев корпуса, и шумы подшипников ,это если механизм типо насоса,где можно вручную крутануть, а вот на грузоподъёмном оборудовании там посложнее.  Кстати, смазку на старых движках типа А , АО добавляю,там снаружи крышка снимаетсяи доступ к подшипниках, а вот в АИРм такого нет,и подшипники закрытые , чтоб их смазать-весь двигатель разбирать надо, и ещё подшипник.  За последний год  вовремя всётаки успел найти 3 аварийных подшипника, но это далеко не все. Вобем,основная проблема-нечем контроллировать. А хоть у кого то есть средства диагностики подшипников в доступе?
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: megrad от 20.04.2015, 21:54:49
Если только датчик температуры на двиг поставить.
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: aspid_das от 20.04.2015, 23:09:54
А хоть у кого то есть средства диагностики подшипников в доступе?


А что вы под этим разумеете? Спецприбор - ткнул в двигатель и он показал что подшипник сдох?
Косвенно о его здоровье можно судить по меняющимся токам и температуре. Разница в способе
пользования. Можно установить на постоянку в виде датчиков, можно использовать временно в виде приборов.
Вот такой датчик
(http://s017.radikal.ru/i425/1504/aa/1e3274079da4.png) (http://www.radikal.ru)
стоит копейки, прикручивайте к корпусу, в районе подшипника, и провода в цепи питания
катушки контактора. Они кстати на разные температуры есть.
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 21.04.2015, 00:41:35
А какая марка этой штуки? впринципе,там где включается контактором,и работает в продолжительном режиме двигатель,так можно и установить. Только градусов на 90 бы..
под приборами для диагностики подшипников я имел ввиду вибродиагностику например. Но видимо ни у кого её нет=)
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: aspid_das от 21.04.2015, 01:14:29
Только градусов на 90 бы..


http://www.platan.ru/cgi-bin/qwery.pl/id=834533666 (http://www.platan.ru/cgi-bin/qwery.pl/id=834533666)
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: dcent25 от 21.04.2015, 09:30:08
... По каким признакам опреляем что подшипник пора менять? ...

ВЫБЕГ РОТОРА
Постепенное уменьшение числа оборотов ротора  двигателя с момента прекращения подачи топлива до момента полной остановки двигателя. Кривая зависимости числа оборотов при выбеге ротора от времени называется кривой выбега. По характеру (величине) выбега ротора судят о состоянии подшипников ротора  двигателя, величине зазоров между вращающимися и неподвижными частями его и т.д.
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: shmakich от 21.04.2015, 12:44:57
Почему то вспомнилось, как я к электрику приехал со стартером на машину, он его разобрал, а в это время другой клиент пришел и рассказывает, что ему на крутом СТО прибор подключили и сказали, что надо бендикс менять и пятаки подгорели, при этом даже машину не заводили, он от них уехал, так они еще и 250 руб за диагностику с него взять хотели. Наш электрик показал на верстак и сказал: вот диагностика стартера, а там разводилово.

Как вы себе представляете прибор диагностики подшипников? каккие параметры он должен замерять?
Шум, вибрация, кривая выбега, сила тока, температура это всё показатели, которые зависят не только от подшипника двигателя, двигатель всегда что-то крутит, если он сам просто так крутится, то его и диагностировать не надо, а если его отсоединить от другого агрегата, то можно уже и рукой вал покрутить, прибором конечно же хорошо, но это не много даёт плюс минус некоторое время.
Хорошо конечно же было бы, подключил приборчик, а он говорит: через шесть часов, одиннадцать минут и 22 секунды, необходимо поменять смазку подшипника.
А можно просто периодически ходить с осмотром и при наличии в изменении работы, не ждать с точностью до дня даже, а сделать ТО заранее.
Всегда удивляла постановка вопроса, как контролировать работу автомойки по компу и видио, придумывают датчики времени помывки, опознания номеров, да не будет толку если самому не заниматься или не поручить надёжному человеку заинтересованному, вот и двигатель не тот случай, сработала тепловуха, иди разбирайся, то что двигатель запустился и нормально работает еще ничего не значит, кроме того, что скоро ему кирдык.
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 21.04.2015, 18:39:27
ну портативный прибор так представляю- прилепил датчик на магните на двигатель, и он показывает, насколко сильные биения в подшипниках,что ппримерно говорит об их состоянии. Но у меня такого нет. Уже бывало несколько раз- проверяется двигател,вроде всё нормально, крутится от руки легко( а там асинхронник 30 или 40 киловатт) ,но один подшипник немного издаёт повышенный шум. Вроде смазали, всё нормально. Через неделю бабах-разрушеный сепаратор
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: виталя от 21.04.2015, 21:56:49
Раньше у нас делали так - составили график ревизии двигателей, исходя из среднего ресурса подшипника. При ревизии подшипники менялись на новые. Кто-то скажет, что это не выгодно, но при выполнении заказа простой оборудования может выйти боком.
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 22.04.2015, 00:03:59
да,хорошо когда так можно. Сегодня покоцанный вал двигателя наплавил в месте повреждения, и отдали на обточку так что восстановим

Сообщения объединены: 22.04.2015, 00:14:30
ещё с этим не разобрались,как зашумел подшипник уже на насосе, двигатель АИРм, 7,5 квт. Новый подшипники на складе есть, осталось поставить. Подшипниковые щиты снял легко, вроде, 5 минут и дело с концом. Ан нет. тяну съёмником, туго очень, вроде уже пошол, и тут  ХРЯСТЬ! сорвалась резьба на съёмнике. Вот такое тоже бывает. и что теперь делать фиг знает
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: lamer78 от 23.04.2015, 00:43:24
(http://s005.radikal.ru/i210/1303/67/d30a171c5250.jpg)
такой штукенцией можно слушать :D.
у нас на прошлой работе в основном был ППР, разбирали все движки  и смотрели по состоянию.
на нанешней-пока гром не грянет, дальше вы знаете.....
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 23.04.2015, 01:10:50
И оглохнут при пуске=) сегодня вернули с обточки наплавленый вал,вроде всё нормально( а померять то нечем) ,и многострадальный съёмник я починил, и с ротора 7,5 квт аира содрал подшипники при помощи хороших слов. Оба ротора в морозилку заложены(ух и тяжеленный он у 30 киловаттного) ,завтра подшипники подогрею,надену, и соберу движки может к вечеру.  так ещё маленький движочек на вентиляторе затарахтел,так он срочно завтра нужен, а задерживатса на работе я абсолютно не люблю, так пришлось его взять домой=) щас уже с новыми подшипниками обкатывается в дальней комнате=)
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: moshkarow от 26.04.2015, 02:18:10
http://www.vibrocenter.ru/book6.htm (http://www.vibrocenter.ru/book6.htm)
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 26.04.2015, 03:19:20
Прибор ДПК-Вибро понравился по описанию у них,но цена под 50000 рублей... Вот если б на простой тестер был датчик дополнительный
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: moshkarow от 26.04.2015, 10:51:22
есть аналоги цена в пределах 20 000 руб. Надо искать
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: Electrik-M от 27.04.2015, 00:47:45
....тема больная... у меня котельная и ВНС и две КНС\водо и канализационные\,движков много,от 75-сетевые,до 0.250 вентилятлры.Самые важные конечно сетевой,гвс,питательный котла,дымосос,большой вент котла,на кнс тоже важно,два в работе 30 квт,один в резерве,остановка на час уже на грани ЧП,остановка подачи холодной воды,на минуту-аварийная остановка котла,завоздушивание повысительных насосов в домах высотных,короче везде гемор.Насосы 75 кВт слушаю прутком из нержавейки,на конце шар эбонитовый,самоделка конечно.Температуру-пирометром-купили после многочисленных увещеваний,котельная же,а чередование фаз-прибор считают баловством,а у меня на насосных питание из 3х разных точек,при переключении как в разведку...Подшипники на большие движки дорогие,причем они задние и передние разные,замена только по факту выхода всего движка....слушаю,меряю,завод гарантирует 2000часов,исправный стоит рядом,если что,таль уже зацеплена...так и живем...моргнуло электричество в квартире-ноги в руки и побежал на котельную,благо не далеко...

Сообщения объединены: 27.04.2015, 01:02:38
о температуре щитков-питательный насос 55квт-качает воду 70-80 градусов,сетевой -75 квт качает воду-60-70 градусов,когда  в электро.сети очень падает напряжение,начинает греться значительно,передний щиток 90 и выше,закладываю гофротрубки от вент.по ребрам в приоткрытую крышку клемной коробки двигателя,пару штук и кожух защитный над муфтой подрезал со стороны движка и отогнул кнаружи -удается снизить на 4-8 градусов,мож у кого есть другие способы-поделитесь..
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 27.04.2015, 02:31:03
сегодня обкатал 7,5 квт  двигатель с новыми подшипниками. Крутился 8 часов, на холостом ходу ,после померял температуру, правда,пирометра нет,только мультиметр с термопарой. рёбра-32 градуса, подшипниковый щит-42 градуса, вал-45. но это и понятно ,больше всего греется ротор,но он хуже всего охлаждается. 30 киловатный тоже собрал, но обкатывать его возможности нет. Так отдал и пусть устанавливают. Кстати, это какраз  водяной насос.

Сообщения объединены: 27.04.2015, 02:38:23
теоретически, здорово охладить движок можно проложив в пазах и на щитке на термопроводном клею  медные трубки, и пустив через них воду напроток-прямо на улицу вывести шланг, и хай льётся, расход не менее 50 литров в минуту, там любой пыл охладит. Но воопервых,это не охладит ротор, и у него стержни могут выплавится, а вовторых,это переоборудование- врятли на подконтрольном ростехнадзору объекте это допустят. Ну или напавить на двигатель бааальшой вентилятор- киловатт так на 5 сам, но тоже что ростехнадзор скажет

Сообщения объединены: 27.04.2015, 22:52:33
Кстати, у вас двигатели 55 и 70 квт имеют же наверно класс изоляции F?
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: dcent25 от 28.04.2015, 01:48:00
.....мож у кого есть другие способы-поделитесь..


Поставить дополнительно  вентиляторы,на задние крышки двигателей(только поток воздуха в том же направлении что и основное охлаждение двигателя).
За изолировать ,термоматериалом, трубы горячей воды ,для уменьшения нагрева воздуха в машзале.


P/S
(http://electroforum.su/index.php?action=dlattach;topic=2238.0;attach=4538;image)
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: hrpankov от 28.04.2015, 12:14:20
"....мож у кого есть другие способы-поделитесь...."   
 в мире есть только один правильний способ - нужно вести добросовестнее техжурнал,  вот и се!!!

Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: Aлександр от 28.04.2015, 23:21:11
содрал подшипники при помощи хороших слов. Оба ротора в морозилку заложены(ух и тяжеленный он у 30 киловаттного) ,завтра подшипники подогрею,надену, и соберу движки может к вечеру.
Для снятия подшипников (насаженых горячим способом), применяю такую методу - Сварочным, которым сваривают провода, на двух концах щетки... делаю легкий нагрев внутренней обоймы подшипника, при этом температура вала измениться не успевает, а подшипнику хватает, но надо помнить, что температурой злоуптреблять нельзя (потеряется твердость металла... хорошо помогает балончик заморозки (понизить темп. вала...
главное условие при снятии и надевании подшипника - съемником или прессом воздействовать на ту обойму, которая надевается/снимается...
А критерии оценки слух, температура, но самое главное - часы наработки, это как в двигателях внутреннего сгорания - ремень грм
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 29.04.2015, 00:23:49
Жаль, такого аппарата нет у меня. А какой примерно ток нужен для нагрева среднего подшипника? может,обычной рдс сваркой можно, или контактным нагревателем для арматуры.. При установке да, действую на ту обойму,которая монтируется. а вот при съёме мой съёмник только за наружную обойму подшипники берёт, но впринципе какая разница,я только негодныке подшипники снимаю. А одеваются как правило легко, ночью полеат роторы в морозилке,охладятся до -30 гдето, а подшипники подогреваю до 80 градусов, вал смазываю маслом немного и всё легко надевается
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: Aлександр от 04.05.2015, 01:27:02
Жаль, такого аппарата нет у меня. А какой примерно ток нужен для нагрева среднего подшипника? может,обычной рдс сваркой можно, или контактным нагревателем для арматуры..
Применял трансформаторы от 200 до 400 Вт, на вторичной обмотке 12 В... 3-4ая величина подшипников поддавалась нагреву... Большая мощность может привести к быстрому перегреву... Холодильником не богат, поэтому использую заморозку и эл. кнтакт...
Вообще всякий нагрев выше допустимого для подшипника сказывается на твердости металла... В теории термообработки есть такой режим - низкий отпуск.... а это уже 90-110 градусов
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 04.05.2015, 01:53:54
Ух  ты ж,даже 400 вт хватало, я думал, надо несколько киловатт. Надо будет  попробывать какнибудь. Да морозилки у меня раньше тоже небыло, но потом появилась. Раньше у меня на заводе была столовая, посторонней фирме принадлежала, но потом они закрылись, и нерабочий морозильник оставили у нас с кучей мусора. А я его вытащил оттуда, притащил к себе в цех,  поменял неисправное реле и он заработал. так что теперь морожу что хочу=)

Сообщения объединены: 04.05.2015, 01:57:14
нехочу,чтоб пришлось 100 киловатному двигателю подипники менять. Там ротор в морозилку фиг заложишь
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: Electrik-M от 04.05.2015, 03:29:46
На 75 квт движок подшипники 613 -614 грел на котле до 80 градусов,но пока притащишь их к месту,пока наладишь..кажется и смысла нет,тем более ротор морозить тоже не где ...но получается и так,как говорит дед слесарь,весь персонал пенсионеры и операторы женщины тоже,пердячим паром придавим и пойдет...и идет пока.Обещают модернизацию,но оборудование было забито еще в 13 году немецкое и теперь то ли санкции,а скорее всего новые цены...посмотрим...
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: dcent25 от 06.05.2015, 02:39:03
Газовой горелкой (http://strport.ru/sites/default/files/1_52.jpg) тоже можно греть ,без фанатизма конечно...
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: Владислав от 13.07.2015, 16:43:58
У нас на работе есть график ППР, во время которых вскрываем передние и задние крышки подшипников смазываем при необходимости удаляя старую. Пракатываем засовывая тонкую проволоку в подшипник и замеряем полученную толщину проволоки! Есть допустимые значения зазоров.
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 13.07.2015, 20:46:37
а где бы таблицу взять, для каких подшипников какие зазоры?
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: Владислав от 14.07.2015, 00:38:13
Вот таблица
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 14.07.2015, 03:06:34
а проволочку надо брать мягкую, типо медной да?
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: Владислав от 14.07.2015, 09:30:13
Проволку бери медную обычно с обмотки катушки перед обкаткой обстучи молотком чтоб маленько сплюснатая была. Парой бывает лень прокатывать  в этом случае берём монтажку подставляет под вал и качаем прикладывая палец к подшипнику если ход сильный то меняем. Насчёт смазки хочу сказать не мажьте его много а то вся обмотка будет в ней.

Сообщения объединены: 14.07.2015, 09:35:29
Как вы часто метяете смазку на подшипниках?

Сообщения объединены: 14.07.2015, 09:46:49
По поводу толщины проволки зависит от размера подшипника! Обычно на глаз! (И всплывает анекдот про чебурашку и гену) )))
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 14.07.2015, 12:16:23
понятно, да смазки много не мажу,тем более,у меня хорошей нет, щас попробую проволочкой
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: Владислав от 14.07.2015, 14:27:02
Получившую толщину замеряй микрометром ну или чем нибудь другим
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 16.07.2015, 22:52:05
прокатал на 1 движке проволочку, микрометра правда нет, есть штангенциркуль 0,05 мм точностью. Так вот,зазор в 2 раза максимальный превышает там...
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: Владислав от 17.07.2015, 00:05:48
если зазор превышает аж в 2 раза то меняй! Подшипник давно стоит? По поводу штангенциркуля не знаю ни разу не мерил такие маленькие размеры!
Название: Re: Подшипники электродвигателей
Отправлено: danilll от 17.07.2015, 00:29:10
Да, довольно точный штангенциркуль, им и токари пользуются. Прийдётся менять. Х орошо, это ещё движок серии Ао, крышку открутил снаружи, и видно подшипник, не то,что АИРм, пока весь не разберёшь, не поймёшь. а подшипник стоит годов с 50 х видимо, движок похоже не разбирали ещё