Автор Тема: Электро - рассказы  (Прочитано 98609 раз)

Оффлайн electro

  • Администратор
  • Энергия
  • ***
  • Сообщений: 2002
  • electro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форума
  • ...не знаешь, не лезь...
    • Электромастер, ремонт и модернизация электрооборудования
  • Skype: electro.kz
  • работа: Казахстан, Астана Электрик
  • тел: +7-701-513-7091
Электро - рассказы
« : 07.09.2011, 23:37:49 »
   Электрикам надо знать законы механики

Начинал я свою работу инженера-электрика недавним выпускником института в организации «Сельэлектро» под Волгоградом.
Некоторое время был техническим руководителем, потом стал начальником отделения.
Принял дела, понемногу вникал в суть обязанностей, успокоился, и вдруг...

Сколько же этих «вдруг» случается в нашей работе!

Вот и теперь влетает ко мне в кабинет перепуганный дежурный электромонтер:
— Там... что-то гремит, как кувалдой по железу, ничего не пойму, — а сам показывает в сторону распределительного устройства.
— Такой шум, войти страшно.

Бегу на подстанцию к щиту управления. Смотрю на приборы, пытаясь найти причину, но стрелки ведут себя нормально, мирно покачиваются, никаких признаков неисправностей. Беру ключи от дверей высоковольтного распределительного устройства и, признаюсь, не без страха открываю дверь. Громкие частые удары, словно десятки молотков, бьют по листовому железу, заставляют заткнуть уши. Что же произошло?!

Лихорадочно роюсь в памяти, надеясь отыскать что-нибудь подобное в своей небольшой практике, вспомнить из слышанного, вычитанного в учебниках.
Увы! Ни на что не похож этот случай. Если бы короткое замыкание, то защитные приборы отключили бы линию да и пахло бы сгоревшей изоляцией, расплавленным металлом.
А громыхание не прекращается, и в замкнутом пространстве распредустройства оно кажется особенно сильным и устрашающим. Осторожно, с опаской иду мимо ячеек с выключателями, приглядываюсь к каждой и наконец убеждаюсь, что гремит и вибрирует вторая ячейка слева. Но почему, в чем причина — сообразить не могу.
Надеваю диэлектрические перчатки и, видимо, с досады на самого себя, пытаясь хоть как-то избавиться от невыносимого шума, изо всей силы бью кулаком по корпусу привода выключателя.
Чудо! Грохот сразу же прекратился. Так ничего и пе понимая, вышел я из помещения распределительного устройства. Успокоившись, стал я доискиваться до причины и вскоре разобрался что к чему. Опытный электрик, наверное, быстрее меня сообразил бы, в чем тут дело, и обошелся без панического «рукоприкладства».

Ведь всему виной — обычный механический резонанс, о котором известно любому школьнику. Случилось, что магнитное поле отключающей катушки, встроенной в привод выключателя, вызвало колебания самой катушки. Привод выключателя был закреплен на панели ячейки недостаточно жестко и постепенно стал вибрировать все сильнее с амплитудой, кратной амплитуде колебаний катушки.
Когда же, подчиняясь закону резонанса, начала вибрировать вся конструкция вместе с приводом, и возник этот ужасный грохот, так напугавший дежурного монтера да и меня тоже.
Любопытно, что спустя несколько дней история с резонансом повторилась в другой ячейке. Но теперь все обошлось без ненужных переживаний. Получив разрешение отключить на время потребителей электроэнергии, мы, как и в первый раз, усилили жесткость панели, и с того времени в помещении распределительного устройства стало спокойно.

Но само происшествие не забылось: ведь из таких-то, порой самых необычных, и складывается опыт электрика.
« Последнее редактирование: 09.10.2011, 17:21:53 от electro »

                                    ... если не замкнет, значит заработает ...

Оффлайн electro

  • Администратор
  • Энергия
  • ***
  • Сообщений: 2002
  • electro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форума
  • ...не знаешь, не лезь...
    • Электромастер, ремонт и модернизация электрооборудования
  • Skype: electro.kz
  • работа: Казахстан, Астана Электрик
  • тел: +7-701-513-7091
Re: Электро - рассказы
« Ответ #1 : 08.09.2011, 13:15:03 »
   Загадочные звуки в трансформаторе

Вспоминается еще один случай, связанный с тревожными шумами, который произошел на той же подстанции. Следует заметить сразу, что он, вероятно, относится к разряду исключительно редких, поскольку многие даже очень опытные специалисты по эксплуатации электросетей, выслушав меня, только недоуменно разводили руками.

...Однажды ночью мне на квартиру позвонил дежурный подстанции и сказал, что в трансформаторе слышатся какие-то странные звуки, похожие на бульканье изоляционного масла.
Речь шла о понижающем трансформаторе напряжением 35/6 кВ, мощностью 1000 кВА, от которого получали питание колхозные подстанции малой мощности.
Выход этого трансформатора из строя означал бы настоящее ЧП: без электроэнергии остался бы целый район.
Естественно, я тотчас отправился на подстанцию. У панелей щита управления меня молча встретили дежурные электромонтеры с растерянными и немного виноватыми лицами.

Первым делом я посмотрел на приборы. Казалось бы, никаких причин для беспокойства. Амперметры показывали далеко не полную, обычную «ночную» загрузку трансформатора, стрелки вольтметров замерли, словно по стойке «смирно», на номинальном значении напряжения.
К трансформатору в распределительном устройстве подхожу с недоверием. Дотрагиваться пока боюсь и только прислушиваюсь.
Да, действительно, на фоне равномерного привычного гудения хорошо прослушивался какой-то булькающий, журчащий, в общем, необычный звук.
Может, это короткое замыкание на землю?
Возвращаюсь к щиту управления. Здесь по-прежнему все в порядке. Приборы контроля изоляции «землю» не показывают.

Тщетно ломаю голову, ничего подходящего на память не приходит. Что же делать? Злюсь на свое бессилие и чувствую себя, как школяр, не выучивший урока. Непонятное всегда настораживает, вот и меня пугают последствия этого странного бульканья. Решился тронуть радиаторные трубы. Они, как и полагается, чуть теплые. Значит, перегрева нет. Но внутри трансформатора, словно в насмешку, что-то булькает, перекатывается.
Смотрят на меня монтеры, а что я им скажу? Так ни с чем и ушел.

Говорят, утро вечера мудренее, но ничего нового я не придумал, хотя ночью перерыл все конспекты, пролистал учебники и книжки по специальности.
Чего-либо похожего не обнаружил. Утром снова иду на подстанцию. Признаков аварии нет, а булькает.
Звоню в город начальнику электролаборатории, как-никак у человека за плечами двадцатилетний опыт эксплуатационника. Увы, и он ничего не посоветовал.
К кому ни обращался за помощью, кого ни спрашивал, добрался даже до главного инженера энергосистемы — никто не знает!

А тут еще звонит мне электромонтер из деревни, что километрах в двух от нашей подстанции, и сообщает, дескать, у него трансформатор издает странные звуки, будто в кастрюле суп булькает.
Тут уж я не на шутку заволновался. Значит, есть какая-то связь между этими странными явлениями.
Теперь я сам начинаю набирать номера телефонов колхозных электромонтеров. Прошу послушать, нет ли в трансформаторах посторонних шумов.
Да, отвечают, булькает. Выходит, звуки на нашей подстанции повторяются в трансформаторах, которые она питает. Вряд ли я догадался бы сам, если бы не позвонил колхозный механик из соседней деревни.
Проезжая ночью полем мимо высоковольтной воздушной линии, он видел искры на линейном разъединителе, установленном на опоре.



Так вот в чем разгадка! Оказывается, из-за плохого контакта нож высоковольтного разъединителя искрил, и это вызвало в электрически связанных трансформаторах появление таких звуков. Случай, конечно, редкий, но и в нем следовало разобраться.

Дело в том, что в результате коммутационных процессов в неисправном разъединителе в линии возникли так называемые высшие гармоники, которые подчиняются другим законам и действуют иначе, чем обычный промышленный ток частотой 50 Гц.
« Последнее редактирование: 09.10.2011, 17:26:17 от electro »

                                    ... если не замкнет, значит заработает ...

Оффлайн electro

  • Администратор
  • Энергия
  • ***
  • Сообщений: 2002
  • electro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форума
  • ...не знаешь, не лезь...
    • Электромастер, ремонт и модернизация электрооборудования
  • Skype: electro.kz
  • работа: Казахстан, Астана Электрик
  • тел: +7-701-513-7091
Re: Электро - рассказы
« Ответ #2 : 08.09.2011, 17:54:25 »
   Авария от грозы

Как-то летним вечером была сильная гроза. Мы, электрики - эксплуатационники, гроз не любим: слишком много доставляют они неприятностей. Но в этот раз, казалось, для наших сетей все обошлось благополучно, никаких автоматических отключений, да и приборы контроля изоляции показывали «чисто». Однако утром при ехал колхозный электрик и сообщил, что молнией разбило высоковольтную опору и провод висит на высоте двух метров от земли.

От такого известия у меня холодный пот выступил по лбу. Еще бы: я хорошо знал то место, там часто про гоняли скот верховые пастухи, рядом проезжали машины, бегали ребятишки. В любой момент могло случиться несчастье. И вместе с тем возникало резонное сомнение. Ведь релейную защиту на подстанции недавно проверяла и никаких признаков неполадок на линиях приборы не зарегистрировали. А монтер утверждает, что видел аварию собственными глазами.

В таких-то вот размышлениях еду на место. Издалека заметно: опора разбита. Будто кто-то гигантским зазубренным колуном пытался расколоть столб. Мощный удар сильно повредил конструкцию, хотя и не повалил опору. Щепки разлетелись вокруг нее па 20 с лишним метров. С противоположных сторон из столба вывалилось два крюка с изоляторами. Под их тяжестью, правда, не задев друг друга, повисли на опасном от земли расстоянии провода



Почему же не сработала защита на подстанции?
Ответ прост: перерывов в электроснабжении не было, короткого замыкания не произошло, и релейная максимальная токовая защита, естественно, бездействовала. Что же касается атмосферных перенапряжений, то они линию, разумеется, не обошли. Из трубчатых разрядников, установленных на мачтовых подстанциях, как и полагается, выпали флажки.
Недаром "Правила технической эксплуатации" требуют проводить внеочередные осмотры воздушных линии.
« Последнее редактирование: 09.10.2011, 17:28:09 от electro »

                                    ... если не замкнет, значит заработает ...

Оффлайн electro

  • Администратор
  • Энергия
  • ***
  • Сообщений: 2002
  • electro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форума
  • ...не знаешь, не лезь...
    • Электромастер, ремонт и модернизация электрооборудования
  • Skype: electro.kz
  • работа: Казахстан, Астана Электрик
  • тел: +7-701-513-7091
Re: Электро - рассказы
« Ответ #3 : 09.09.2011, 07:55:54 »
   Ветер на линии

Те же «Правила» предусматривают проводить внеочередные осмотры линий электропередачи при условиях, отличных от нормального режима работы.
К таким условиям с полным основанием следует отнести сильный ветер, ураганы и т. п.
Признаться, по неопытности я поначалу скептически относился к этой записи, рассуждая примерно так: уж если ветер сорвет провода или повалит опору, то реле защиты обязательно отметят нарушения. Кто знает,' может быть, я и сейчас держался бы того же мнения, если бы не поучительный случай.

Как-то в феврале несколько суток подряд дул сильный ветер. В волгоградских степях зимние ветры обычно сопровождаются сильными морозами. В такую погоду страшно выглянуть из дома: мгновенно обжигает лицо, да и не всякий тулуп сможет защитить от разыгравшейся метели.
Кому охота в такую пору выходить в поле на осмотры линий? Жалея монтеров, я разрешил им оставаться на подстанции, благо приборы вели себя спокойно. Но вот погода наладилась, под ярким февральским солнцем зазвенела капель, и я уже совсем было забыл о пронесшемся ветре, как вдруг авария! В полдень отключилась воздушная линия 35 кВ, которая питала все наши подстанции.

Вскоре дежурный обходчик доложил, что на одной из промежуточных опор обгорела траверза и провода замкнулись между собой. Мы срочно выехали на линию. Это была одностоечная опора с V-образными траверсами и подвесными изоляторами. В месте крепления к стойке нижняя траверза перегорела пополам, и одна ее часть висела на проводе. Место излома еще дымилось. Верхний провод, сорванный бурей, провисал вместе с изолятором и замыкался па нижний. Налицо полное двухфазное короткое замыкание.



После осмотра нетрудно было восстановить последовательность аварии. Под мощным напором ветра серьга изолятора верхнего провода соскочила с болта па нижнюю траверзу. К счастью, провод упал удачно: не замкнулся с другой фазой. Погода была морозная, сухая, и токи утечки между фазой и проводом заземления были незначительны. Когда же наступила оттепель, дерево отсырело, токи утечки сильно возросли, траверза нагрелась и перегорела в месте крепления. Тут-то провода и замкнулись.

Конечно, аварии могло бы и не быть, если бы конструкция болта была надежнее. Но все же главным «виновником» аварии оставался ветер. Приходится признать еще раз, что «Правилами эксплуатации» пренебрегать нельзя: после сильного ветра следует обязательно осматривать воздушные линии.
« Последнее редактирование: 25.10.2011, 09:34:04 от electro »

                                    ... если не замкнет, значит заработает ...

Оффлайн electro

  • Администратор
  • Энергия
  • ***
  • Сообщений: 2002
  • electro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форума
  • ...не знаешь, не лезь...
    • Электромастер, ремонт и модернизация электрооборудования
  • Skype: electro.kz
  • работа: Казахстан, Астана Электрик
  • тел: +7-701-513-7091
Re: Электро - рассказы
« Ответ #4 : 09.09.2011, 09:10:39 »
   Десять тысяч вольт в комнатной проводке

Однажды ранним летним утром меня разбудил начальник районной пожарной охраны. Вид у него был крайне взволнованный. Из его сбивчивого рассказа я понял, что в колхозе имени Кирова от электропроводки одновременно загорелись семь жилых домов и школа.
Электролинии этого колхоза получали питание от другой подстанции и к нашим "сельэлектровским" сетям отношения не имели. Но пожарникам разбираться, кто кому подчиняется, некогда, требовалась срочная помощь, и через час мы были на месте происшествия.

Уже то обстоятельство, что пожар возник одновременно в нескольких местах, наводило на мысль, что причина здесь общая. И скорее всего связана с перенапряжением в электросети. Но откуда ему взяться? Грозы не было. Наверное, высоковольтная линия где-то попала на низковольтную. Мои предположения оправдались. На одном из участков, где низковольтная линия пересекалась с линией электропередачи 10 кВ, расстояние между проводами оказалось недопустимо малым и провода замкнулись. Как же это получилось?

Председатель колхоза решил не обращаться в соответствующие организации, а построить "дешево и быстро" высоковольтную линию к насосной станции силами хозяйства. У колхозных монтеров не было достаточного монтажного опыта. Они и понятия не имели, что провода натягиваются не как бог на душу положит, а по определенным точным правилам, которые учитывают и окружающую температуру, и длину пролета между опорами, и марку провода, и ряд других конкретных условий. Для этого существуют формулы или специальные кривые, которые приводятся в справочниках.

Линию 10 кВ строили зимой, провод натянули слабо. Кроме того, оказалось, что в месте пересечения двух линий высоковольтные провода имели наибольший прогиб, а низковольтные рядом с опорой почти не провисали.



"Правила" рекомендуют проводить трассу линии в середине пролета пересекаемой линии более низкого напряжения и на расстоянии 15 м от опоры линии более высокого напряжения. Сделано же было, как вы видите, все наоборот. И вот летом, когда из-за высокой температуры стрела провеса проводов высоковольтной линии катастрофически увеличилась, порыв ветра легко довершил дело: провода соприкоснулись, и напряжение 10 кВ попало во внутреннюю проводку помещений. Затем — пробой изоляции, короткое замыкание, пожар. А ведь все могло кончиться и куда хуже: ведь высокое напряжение и огонь — огромные опасности для жизни людей.
Что же это? Стечение случайных обстоятельств? Нет в еще раз нет. Это грубое нарушение "Правил устройства электротехнических установок", неверная организация работ.
« Последнее редактирование: 25.10.2011, 09:36:37 от electro »

                                    ... если не замкнет, значит заработает ...

Оффлайн electro

  • Администратор
  • Энергия
  • ***
  • Сообщений: 2002
  • electro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форума
  • ...не знаешь, не лезь...
    • Электромастер, ремонт и модернизация электрооборудования
  • Skype: electro.kz
  • работа: Казахстан, Астана Электрик
  • тел: +7-701-513-7091
Re: Электро - рассказы
« Ответ #5 : 09.09.2011, 17:17:58 »
   Новые электродвигатели не всегда вращаются

Оставим пока подстанции, линии электропередачи и обратимся к электродвигателям. Их в хозяйствах год от года все больше. И вот что вспоминается.
Приезжает однажды колхозный электромеханик в контору и просит меня разобраться, почему у них не вращается только что подключенный новый электродвигатель.
— Какой электродвигатель? — спрашиваю.
— На пилораму поставили. Мощность 28 кВт, — Какой электродвигатель? — спрашиваю.
— На пилораму поставили. Мощность 28 кВт, асинхронный, короткозамкнутый.
— Напряжение подходит на все три фазы?
— Да. Предохранители все целы, напряжение на трех фазах, — отвечает электромеханик.
— "Прозванивали" электродвигатель? Обрыва обмоток не обнаружили?
— Проверили, все в порядке. Даже не знаю, что и думать. Да и двигатель-то новый, — повторяет он.

Конечно, опытный электрик скептически улыбнется и скажет: «Подумаешь, хитрость. Концы перепутали». Но для начинающего монтера эта задача не такая уж простая. Если к этому добавить, что обмотки электродвигателя имели заводские клеммы и были соединены в звезду согласно маркировке, то, ясно, пришлось призадуматься.

Теряясь в догадках о причинах неисправности и опасаясь, как бы не уронить себя в глазах колхозных монтеров, подхожу к электродвигателю. А его, еще не потерявшего свежести заводской окраски, окружили работники пилорамы. Слышатся самые различные, порой фантастические предположения по поводу Капризов электродвигателя.

Чтобы самому убедиться, прошу включить его на две-три секунды. Двигатель вздрогнул, загудел и мучительно медленно стал вращаться. Сразу же даю команду на отключение.
Странно. Все говорит о неправильном соединении обмоток отдельных фаз двигателя. Да, но ведь двигатель-то новый, заводской сборки. Неужели там напутали?
Делать нечего, стал вспоминать метод определения правильности соединения обмоток. Была даже по этой теме лабораторная работа в институте, но тогда нам давали мегомметры, источник постоянного тока, поляризованный гальванометр.

У меня же, кроме "универсального" монтерского прибора — контрольной лампы, ничего при себе нет. Чтобы не ошибиться и действовать по порядку, начертил на песке схему предстоящих соединений и операций.
Сначала разобрал клеммную панель двигателя: получилось шесть выводов. Не обращая внимания на их маркировку, при помощи контрольной лампы определил принадлежность концов обмоток к отдельным фазам двигателя.

Сделать это просто: один конец контрольной лампы присоединить к фазе сети, а какой-либо конец обмотки двигателя соединить с землей. Затем вторым (свободным) проводом лампы поочередно коснуться остальных выводов статорной обмотки. Если лампа загорелась, значит, возникла цепь тока, следовательно, вы нашли вывод обмотки. Так же находят и все другие фазы обмотки.

Теперь надо было отыскать их условные начала и концы. Две любые обмотки, назовем их А и В, я соединил последовательно, а третью — С замкнул на лампу. После этого на короткое время включил обмотки А и В в сеть. Если лампа, замкнутая на обмотку С, не горит,



значит, произвольно соединенные выводы обмоток А и В являются одноименными.

Тогда прикрепите к ним временные бумажные бирки с обозначениями К1 и К2 (концы), а к противоположным — с обозначениями H1 и Н2 (начала).
Если же лампа засветится,



пусть даже неярко, значит, произвольно соединенные выводы обмоток А и В оказались разноименными. В этом случае ставьте на одном из них бирку К1, на другом — Н2.
Таким же образом я нашел конец и начало обмотки С: соединил ее последовательно с обмоткой А, а лампу замкнул на обмотку В.

Затем все концы с бирками K1, К2, КЗ (а можно H7, Н2, Н3) свел в одну точку — получилось правильное соединение обмоток в звезду.



И электродвигатель тотчас подтвердил это: как только подали напряжение, он уверенно набрал скорость. Выходит, и в самом деле, на заводе напутали и соединили обмотки неверно.



Замечу, что я выбрал более удобную и понятную в работе маркировку начал H1, Н2, Н3 и концов K1, К2, К3 обмоток, а по ГОСТу их выводы обозначаются С1...С4, С2...С5, С3...С6.
« Последнее редактирование: 25.10.2011, 09:39:37 от electro »

                                    ... если не замкнет, значит заработает ...

Оффлайн electro

  • Администратор
  • Энергия
  • ***
  • Сообщений: 2002
  • electro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форума
  • ...не знаешь, не лезь...
    • Электромастер, ремонт и модернизация электрооборудования
  • Skype: electro.kz
  • работа: Казахстан, Астана Электрик
  • тел: +7-701-513-7091
Re: Электро - рассказы
« Ответ #6 : 09.09.2011, 23:09:34 »
   Незамеченное короткое замыкание

В поселке на строительной площадке работала бетономешалка. Все шло нормально, но вот после выходного дня электродвигатель отказал: гудел и не проворачивался— признаки отсутствия одной фазы.
Монтер, естественно, проверил предохранители у мотора — целы. Убедился в наличии напряжения питания: один конец контрольной лампы на «землю», другой поочередно на три фазы. Лампа горит, значит, напряжение на фазах есть.
В чем же дело? Проверил электродвигатель: обмотки целы, признаков неисправностей нет. Кажется, все в порядке, а бетономешалка стоит.
Подключили другой электродвигатель — та же история! Выходит, мотор не виноват. Тогда поочередно стали измерять вольтметром фазные напряжения. Между фазами А и В, А и С номинальное напряжение 380 В, а между В и С... ноль!
Так вот в чем причина: на двух проводах оказалось напряжение одной фазы.



Тут только вспомнили, что в воскресенье был сильный ветер. Пошли проверять воздушную низковольтную линию от подстанции к поселку и обнаружили, что в одном из пролетов два провода соединены друг с другом. Нетрудно догадаться, как это произошло.
Порыв ветра перехлестнул два провисших провода, а возникшее короткое замыкание накрепко, словно электросваркой, скрепило их между собой. Один из предохранителей в распредустройстве подстанции перегорел, другие же остались в целости. Поэтому на бытовых потребителях авария не отразилась: ведь они, как правило, однофазные.

                                    ... если не замкнет, значит заработает ...

Оффлайн electro

  • Администратор
  • Энергия
  • ***
  • Сообщений: 2002
  • electro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форума
  • ...не знаешь, не лезь...
    • Электромастер, ремонт и модернизация электрооборудования
  • Skype: electro.kz
  • работа: Казахстан, Астана Электрик
  • тел: +7-701-513-7091
Re: Электро - рассказы
« Ответ #7 : 10.09.2011, 08:04:30 »
   Замаскированный пробой изоляции

Теперь, когда вспоминаю эту аварию, я понимаю, какой она была необычной, интересной и поучительной. Однако не стану интриговать читателя, а расскажу все по порядку.
В пятидесятые годы в наших местах, а точнее, в пойме реки Ахтубы, неподалеку от Волгограда, особенно интенсивно шел процесс перевода сельского хозяйства на централизованное энергоснабжение. То в одном, то в другом поселке допотопные дизели разных мастей, которые чихали, чадили, дымили, уступали место молодой и мощной энергосистеме. Свет теперь подавался не но графику и не по выбору, а всегда и всем.

Как и во всяком новом деле, случались и неувязки. Например, в колхозах «Красный сад» и имени Куйбышева линии электропередачи 10 кВ и понижающие подстанции 10/0,4 кВ были уже сданы, а строительство распределительной силовой подстанции «Стахановская», откуда они должны получать питание, задерживалось из-за отсутствия трансформатора 35/10 кВ и высоковольтного оборудования. Что и говорить, досадно, когда новые воздушные линии, понижающие трансформаторы, электродвигатели на насосных станциях стоят без дела.

И тут кто-то подал мысль присоединиться на время к соседней распределительной подстанции в поселке Средняя Ахтуба, благо она пока загружена не на полную мощность. Но возник другой вопрос: эта подстанция рассчитана на 6 кВ, а «Стахановская» — на 10 кВ. Как быть с понижающими трансформаторами, установленными у потребителей? Решили переключить их первичные обмотки со звезды на треугольник. Однако мы понимали, что с вводом подстанции нам придется восстановить схему, значит, освободившиеся отпайки, казалось бы, лучше оставить не отсоединенными на контактах переключателя.



Так мы и сделали, и вот в сельских домах появился свет. Прошел месяц, за большими и малыми хозяйственными заботами мы успели забыть о недавней работе. И вдруг авария в одной из тех потребительских подстанций, где была изменена схема соединения обмоток. Когда открыли дверь высоковольтной камеры, увидели ее жестокие следы: два предохранителя разбиты, шины расплавлены, на изоляторах капли горелого металла. А ведь на линии нарушений не было: ни грозы, ни сильного ветра, ни коротких замыканий.

Вскрыли трансформатор и к своему удивлению не обнаружили внешних следов аварий. Мегомметром также ничего не удалось определить: обрыва в обмотке нет, замыкания на корпус тоже. Решили подать на первичную обмотку трансформатора напряжение 400 В от передвижного генератора. При включении он надрывно загудел — признак короткого замыкания в обмотке. Тогда разобрали схему "треугольник" и стали проверять мегомметром изоляцию между контактами переключателя.
Здесь-то наконец мы и обнаружили очаг аварии — короткое замыкание между контактами 6 и 7.



Но вот найти его удалось лишь после того, как вынули штифты контактов, настолько искусно замаскированным в центре гетинаксовой плиты оказался пробой.
Итак, место аварии было обнаружено, оставалось выяснить ее причину. Расстояние между штифтами контактов 6 и 7 примерно 15 мм. Для пробоя такого промежутка требуется довольно высокое напряжение. Откуда же оно взялось? Нетрудно сообразить, что при заводском соединении обмоток трансформатора в звезду



напряжение между штифтами-контактами составляет 5% линейного, когда же мы переключили схему на треугольник,



напряжение между ними стало равным полному линейному. А если учесть, что пробивная электрическая прочность слоистых изоляционных пластмасс параллельно волокнам в четыре раза меньше, чем перпендикулярно слоям, то пробой между штифтами нужно признать закономерным.
И вскоре мы получили тому самое недвусмысленное подтверждение. На другой потребительской подстанции произошла аналогичная авария. Тут уж пришлось принимать срочные меры. Ведь так могли отказать все 20 переключенных трансформаторов!

А выход из подобной ситуации весьма прост. С самого начала нельзя было оставлять концы отпаек обмоток на контактах переключателя.

                                    ... если не замкнет, значит заработает ...

Оффлайн electro

  • Администратор
  • Энергия
  • ***
  • Сообщений: 2002
  • electro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форума
  • ...не знаешь, не лезь...
    • Электромастер, ремонт и модернизация электрооборудования
  • Skype: electro.kz
  • работа: Казахстан, Астана Электрик
  • тел: +7-701-513-7091
Re: Электро - рассказы
« Ответ #8 : 11.09.2011, 08:40:08 »
   Аварийный трансформатор? Да, он может работать

Та весна была дружная, она растопила снега и упрятала под воду все дороги и тропинки.
Подстанция «Стахановская» 35/10 кВ, питающая все ближайшие деревни, тоже находилась на осадном положении. Даже , мощные тракторы вязли в весенней распутице. Оставался единственный вид связи — телефонная. Я регулярно справлялся о положении на подстанции, и все же беспокойство не оставляло меня.

К сожалению, опасения мои подтвердились. Помню, на планерке мы размышляли, как побыстрее выправить покосившиеся опоры воздушных линий, попавших в зону затопления, когда с подстанции «Стахановская» позвонил дежурный электромонтер и виновато сообщил, что сгорел трансформатор.
От такого известия мне стало не по себе. Значит, без света остались люди, остановились электродвигатели и замерла работа. Да мало ли бед могут наделать перебои в электроснабжении. Слушаю я монтера, а сам думаю, как добраться до подстанции. Не ждать же целый месяц, пока весна укротит свой нрав. Остается одно — попробовать доплыть по весенней воде на плоскодонке.

Стал расспрашивать монтера, из-за чего сгорел трансформатор, каковы признаки неисправности.
— Да какие там признаки! — последовало объяснение. — Ни с того ни с сего свет на подстанции погас, а когда открыл ячейку, оттуда горелым маслом запахло.
— И только-то! — в эту минуту я был готов расцеловать телефонную трубку. — Значит, сгорел не основной — силовой трансформатор, а тот, что для собственных нужд подстанции. Это полбеды. Подумаешь! Посидите чуть без света, а мы придумаем что-нибудь.
— Да, но нам-то каково, — защищался дежурный,— в жмурки играть? Аккумуляторы сели, в распределительном устройстве и в щитовой темно. Вы уж приезжайте скорее, чтобы на месте разобраться, да хоть аккумуляторы захватите.

На следующий день я и двое мастеров отправились на весьма ненадежной плоскодонке форсировать весенний разлив Ахтубы. Через несколько часов, где вплавь, где волоком, добрались до подстанции. Вот и злополучный трансформатор, мощность которого всего навсего 30 кВА.
Обнаружили неисправность: одна из обмоток низковольтной катушки замкнулась на сердечник и сгорела. А предохранитель, к сожалению, не успел отключить
трансформатор.
Что делать? Ремонтировать его можно только в мастерской. И тут подумалось: «А что, если все-таки включить трансформатор, разумеется, убрав сгоревшую обмотку и приняв меры, чтоб он не послужил причиной аварии в системе 10 кВ?» Так и сделали.



Тщательно проверили мегомметром изоляцию обмоток высокой и низкой сторон, заменили масло и подали напряжение.
В тот день мы чувствовали себя именинниками. Трансформатор исправно работал, давал свет, снабжал энергией однофазную бытовую нагрузку, даром что неполноценный. А позже, как подсохли дороги, отправили мы его в ремонт.

Конечно, использование нашего «самодельного» трансформатора — мера временная, но в той ситуации она нас неплохо выручила. Речь в сущности о другом: знания, опыт, смекалка всегда помогут найти выход даже в самых исключительных обстоятельствах.

                                    ... если не замкнет, значит заработает ...

Оффлайн electro

  • Администратор
  • Энергия
  • ***
  • Сообщений: 2002
  • electro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форумаelectro - советник форума
  • ...не знаешь, не лезь...
    • Электромастер, ремонт и модернизация электрооборудования
  • Skype: electro.kz
  • работа: Казахстан, Астана Электрик
  • тел: +7-701-513-7091
Re: Электро - рассказы
« Ответ #9 : 12.09.2011, 16:57:48 »
   А ларчик просто открывался

С наступлением весны прибавилось забот в пашем электрохозяйстве. В то время вели монтаж и пуск электродвигателей систем кондиционирования воздуха, холодильных агрегатов. Электрики знают, такая работа не проходит гладко: то двигатель не идет в ход, то гудит, то клеммные контакты разболтались, да мало ли что...

Вот и тут приходит механик компрессорной станции и жалуется, что электродвигатель на компрессоре греется.
— Это пятидесяти киловаттный? — спрашиваю.
— Да, он.
— Но ведь он у нас давно работает.
— В том-то и дело, до сих пор все было в порядке, и вдруг начал греться... Да так, что рукой не притронешься, — недоумевает механик.
Пришлось послать па компрессорную станцию лучшего монтера. Тот проверил мегомметром обмотки — обрыва нет, изоляция хорошая. Измерил ток — в пределах допустимого. Может, смазки в подшипник много набили? Проверил — и здесь все в норме. Провернули вручную ротор — о статор не задевает. Думали, думали и решили снова включить на пробу.

— Дам-ка я ему полную нагрузку, — проворчал механик и стал колдовать над вентилями и задвижками. Шток компрессора начал двигаться гораздо медленнее! Странно. Ведь каждому электрику известно, что частота вращения у асинхронного двигателя постоянная, от нагрузки не зависит.

Тут-то и сообразили: не двигатель сбавляет обороты, а ремни на шкиве пробуксовывают. Пригляделись — так оно и есть. ,
Остановили привод и компрессор, потрогали ремни, а они ослабли, не подтянуты. От их трения сильно нагревался шкив, тепло передавалось валу, ротору и статору двигателя.
Подтянули ремни — и двигатель, и компрессор стали работать нормально.

                                    ... если не замкнет, значит заработает ...