Электрификация > Электро

Электро - рассказы

<< < (2/8) > >>

electro:
   Новые электродвигатели не всегда вращаются

Оставим пока подстанции, линии электропередачи и обратимся к электродвигателям. Их в хозяйствах год от года все больше. И вот что вспоминается.
Приезжает однажды колхозный электромеханик в контору и просит меня разобраться, почему у них не вращается только что подключенный новый электродвигатель.
— Какой электродвигатель? — спрашиваю.
— На пилораму поставили. Мощность 28 кВт, — Какой электродвигатель? — спрашиваю.
— На пилораму поставили. Мощность 28 кВт, асинхронный, короткозамкнутый.
— Напряжение подходит на все три фазы?
— Да. Предохранители все целы, напряжение на трех фазах, — отвечает электромеханик.
— "Прозванивали" электродвигатель? Обрыва обмоток не обнаружили?
— Проверили, все в порядке. Даже не знаю, что и думать. Да и двигатель-то новый, — повторяет он.

Конечно, опытный электрик скептически улыбнется и скажет: «Подумаешь, хитрость. Концы перепутали». Но для начинающего монтера эта задача не такая уж простая. Если к этому добавить, что обмотки электродвигателя имели заводские клеммы и были соединены в звезду согласно маркировке, то, ясно, пришлось призадуматься.

Теряясь в догадках о причинах неисправности и опасаясь, как бы не уронить себя в глазах колхозных монтеров, подхожу к электродвигателю. А его, еще не потерявшего свежести заводской окраски, окружили работники пилорамы. Слышатся самые различные, порой фантастические предположения по поводу Капризов электродвигателя.

Чтобы самому убедиться, прошу включить его на две-три секунды. Двигатель вздрогнул, загудел и мучительно медленно стал вращаться. Сразу же даю команду на отключение.
Странно. Все говорит о неправильном соединении обмоток отдельных фаз двигателя. Да, но ведь двигатель-то новый, заводской сборки. Неужели там напутали?
Делать нечего, стал вспоминать метод определения правильности соединения обмоток. Была даже по этой теме лабораторная работа в институте, но тогда нам давали мегомметры, источник постоянного тока, поляризованный гальванометр.

У меня же, кроме "универсального" монтерского прибора — контрольной лампы, ничего при себе нет. Чтобы не ошибиться и действовать по порядку, начертил на песке схему предстоящих соединений и операций.
Сначала разобрал клеммную панель двигателя: получилось шесть выводов. Не обращая внимания на их маркировку, при помощи контрольной лампы определил принадлежность концов обмоток к отдельным фазам двигателя.

Сделать это просто: один конец контрольной лампы присоединить к фазе сети, а какой-либо конец обмотки двигателя соединить с землей. Затем вторым (свободным) проводом лампы поочередно коснуться остальных выводов статорной обмотки. Если лампа загорелась, значит, возникла цепь тока, следовательно, вы нашли вывод обмотки. Так же находят и все другие фазы обмотки.

Теперь надо было отыскать их условные начала и концы. Две любые обмотки, назовем их А и В, я соединил последовательно, а третью — С замкнул на лампу. После этого на короткое время включил обмотки А и В в сеть. Если лампа, замкнутая на обмотку С, не горит,



значит, произвольно соединенные выводы обмоток А и В являются одноименными.

Тогда прикрепите к ним временные бумажные бирки с обозначениями К1 и К2 (концы), а к противоположным — с обозначениями H1 и Н2 (начала).
Если же лампа засветится,



пусть даже неярко, значит, произвольно соединенные выводы обмоток А и В оказались разноименными. В этом случае ставьте на одном из них бирку К1, на другом — Н2.
Таким же образом я нашел конец и начало обмотки С: соединил ее последовательно с обмоткой А, а лампу замкнул на обмотку В.

Затем все концы с бирками K1, К2, КЗ (а можно H7, Н2, Н3) свел в одну точку — получилось правильное соединение обмоток в звезду.



И электродвигатель тотчас подтвердил это: как только подали напряжение, он уверенно набрал скорость. Выходит, и в самом деле, на заводе напутали и соединили обмотки неверно.



Замечу, что я выбрал более удобную и понятную в работе маркировку начал H1, Н2, Н3 и концов K1, К2, К3 обмоток, а по ГОСТу их выводы обозначаются С1...С4, С2...С5, С3...С6.

electro:
   Незамеченное короткое замыкание

В поселке на строительной площадке работала бетономешалка. Все шло нормально, но вот после выходного дня электродвигатель отказал: гудел и не проворачивался— признаки отсутствия одной фазы.
Монтер, естественно, проверил предохранители у мотора — целы. Убедился в наличии напряжения питания: один конец контрольной лампы на «землю», другой поочередно на три фазы. Лампа горит, значит, напряжение на фазах есть.
В чем же дело? Проверил электродвигатель: обмотки целы, признаков неисправностей нет. Кажется, все в порядке, а бетономешалка стоит.
Подключили другой электродвигатель — та же история! Выходит, мотор не виноват. Тогда поочередно стали измерять вольтметром фазные напряжения. Между фазами А и В, А и С номинальное напряжение 380 В, а между В и С... ноль!
Так вот в чем причина: на двух проводах оказалось напряжение одной фазы.



Тут только вспомнили, что в воскресенье был сильный ветер. Пошли проверять воздушную низковольтную линию от подстанции к поселку и обнаружили, что в одном из пролетов два провода соединены друг с другом. Нетрудно догадаться, как это произошло.
Порыв ветра перехлестнул два провисших провода, а возникшее короткое замыкание накрепко, словно электросваркой, скрепило их между собой. Один из предохранителей в распредустройстве подстанции перегорел, другие же остались в целости. Поэтому на бытовых потребителях авария не отразилась: ведь они, как правило, однофазные.

electro:
   Замаскированный пробой изоляции

Теперь, когда вспоминаю эту аварию, я понимаю, какой она была необычной, интересной и поучительной. Однако не стану интриговать читателя, а расскажу все по порядку.
В пятидесятые годы в наших местах, а точнее, в пойме реки Ахтубы, неподалеку от Волгограда, особенно интенсивно шел процесс перевода сельского хозяйства на централизованное энергоснабжение. То в одном, то в другом поселке допотопные дизели разных мастей, которые чихали, чадили, дымили, уступали место молодой и мощной энергосистеме. Свет теперь подавался не но графику и не по выбору, а всегда и всем.

Как и во всяком новом деле, случались и неувязки. Например, в колхозах «Красный сад» и имени Куйбышева линии электропередачи 10 кВ и понижающие подстанции 10/0,4 кВ были уже сданы, а строительство распределительной силовой подстанции «Стахановская», откуда они должны получать питание, задерживалось из-за отсутствия трансформатора 35/10 кВ и высоковольтного оборудования. Что и говорить, досадно, когда новые воздушные линии, понижающие трансформаторы, электродвигатели на насосных станциях стоят без дела.

И тут кто-то подал мысль присоединиться на время к соседней распределительной подстанции в поселке Средняя Ахтуба, благо она пока загружена не на полную мощность. Но возник другой вопрос: эта подстанция рассчитана на 6 кВ, а «Стахановская» — на 10 кВ. Как быть с понижающими трансформаторами, установленными у потребителей? Решили переключить их первичные обмотки со звезды на треугольник. Однако мы понимали, что с вводом подстанции нам придется восстановить схему, значит, освободившиеся отпайки, казалось бы, лучше оставить не отсоединенными на контактах переключателя.



Так мы и сделали, и вот в сельских домах появился свет. Прошел месяц, за большими и малыми хозяйственными заботами мы успели забыть о недавней работе. И вдруг авария в одной из тех потребительских подстанций, где была изменена схема соединения обмоток. Когда открыли дверь высоковольтной камеры, увидели ее жестокие следы: два предохранителя разбиты, шины расплавлены, на изоляторах капли горелого металла. А ведь на линии нарушений не было: ни грозы, ни сильного ветра, ни коротких замыканий.

Вскрыли трансформатор и к своему удивлению не обнаружили внешних следов аварий. Мегомметром также ничего не удалось определить: обрыва в обмотке нет, замыкания на корпус тоже. Решили подать на первичную обмотку трансформатора напряжение 400 В от передвижного генератора. При включении он надрывно загудел — признак короткого замыкания в обмотке. Тогда разобрали схему "треугольник" и стали проверять мегомметром изоляцию между контактами переключателя.
Здесь-то наконец мы и обнаружили очаг аварии — короткое замыкание между контактами 6 и 7.



Но вот найти его удалось лишь после того, как вынули штифты контактов, настолько искусно замаскированным в центре гетинаксовой плиты оказался пробой.
Итак, место аварии было обнаружено, оставалось выяснить ее причину. Расстояние между штифтами контактов 6 и 7 примерно 15 мм. Для пробоя такого промежутка требуется довольно высокое напряжение. Откуда же оно взялось? Нетрудно сообразить, что при заводском соединении обмоток трансформатора в звезду



напряжение между штифтами-контактами составляет 5% линейного, когда же мы переключили схему на треугольник,



напряжение между ними стало равным полному линейному. А если учесть, что пробивная электрическая прочность слоистых изоляционных пластмасс параллельно волокнам в четыре раза меньше, чем перпендикулярно слоям, то пробой между штифтами нужно признать закономерным.
И вскоре мы получили тому самое недвусмысленное подтверждение. На другой потребительской подстанции произошла аналогичная авария. Тут уж пришлось принимать срочные меры. Ведь так могли отказать все 20 переключенных трансформаторов!

А выход из подобной ситуации весьма прост. С самого начала нельзя было оставлять концы отпаек обмоток на контактах переключателя.

electro:
   Аварийный трансформатор? Да, он может работать

Та весна была дружная, она растопила снега и упрятала под воду все дороги и тропинки.
Подстанция «Стахановская» 35/10 кВ, питающая все ближайшие деревни, тоже находилась на осадном положении. Даже , мощные тракторы вязли в весенней распутице. Оставался единственный вид связи — телефонная. Я регулярно справлялся о положении на подстанции, и все же беспокойство не оставляло меня.

К сожалению, опасения мои подтвердились. Помню, на планерке мы размышляли, как побыстрее выправить покосившиеся опоры воздушных линий, попавших в зону затопления, когда с подстанции «Стахановская» позвонил дежурный электромонтер и виновато сообщил, что сгорел трансформатор.
От такого известия мне стало не по себе. Значит, без света остались люди, остановились электродвигатели и замерла работа. Да мало ли бед могут наделать перебои в электроснабжении. Слушаю я монтера, а сам думаю, как добраться до подстанции. Не ждать же целый месяц, пока весна укротит свой нрав. Остается одно — попробовать доплыть по весенней воде на плоскодонке.

Стал расспрашивать монтера, из-за чего сгорел трансформатор, каковы признаки неисправности.
— Да какие там признаки! — последовало объяснение. — Ни с того ни с сего свет на подстанции погас, а когда открыл ячейку, оттуда горелым маслом запахло.
— И только-то! — в эту минуту я был готов расцеловать телефонную трубку. — Значит, сгорел не основной — силовой трансформатор, а тот, что для собственных нужд подстанции. Это полбеды. Подумаешь! Посидите чуть без света, а мы придумаем что-нибудь.
— Да, но нам-то каково, — защищался дежурный,— в жмурки играть? Аккумуляторы сели, в распределительном устройстве и в щитовой темно. Вы уж приезжайте скорее, чтобы на месте разобраться, да хоть аккумуляторы захватите.

На следующий день я и двое мастеров отправились на весьма ненадежной плоскодонке форсировать весенний разлив Ахтубы. Через несколько часов, где вплавь, где волоком, добрались до подстанции. Вот и злополучный трансформатор, мощность которого всего навсего 30 кВА.
Обнаружили неисправность: одна из обмоток низковольтной катушки замкнулась на сердечник и сгорела. А предохранитель, к сожалению, не успел отключить
трансформатор.
Что делать? Ремонтировать его можно только в мастерской. И тут подумалось: «А что, если все-таки включить трансформатор, разумеется, убрав сгоревшую обмотку и приняв меры, чтоб он не послужил причиной аварии в системе 10 кВ?» Так и сделали.



Тщательно проверили мегомметром изоляцию обмоток высокой и низкой сторон, заменили масло и подали напряжение.
В тот день мы чувствовали себя именинниками. Трансформатор исправно работал, давал свет, снабжал энергией однофазную бытовую нагрузку, даром что неполноценный. А позже, как подсохли дороги, отправили мы его в ремонт.

Конечно, использование нашего «самодельного» трансформатора — мера временная, но в той ситуации она нас неплохо выручила. Речь в сущности о другом: знания, опыт, смекалка всегда помогут найти выход даже в самых исключительных обстоятельствах.

electro:
   А ларчик просто открывался

С наступлением весны прибавилось забот в пашем электрохозяйстве. В то время вели монтаж и пуск электродвигателей систем кондиционирования воздуха, холодильных агрегатов. Электрики знают, такая работа не проходит гладко: то двигатель не идет в ход, то гудит, то клеммные контакты разболтались, да мало ли что...

Вот и тут приходит механик компрессорной станции и жалуется, что электродвигатель на компрессоре греется.
— Это пятидесяти киловаттный? — спрашиваю.
— Да, он.
— Но ведь он у нас давно работает.
— В том-то и дело, до сих пор все было в порядке, и вдруг начал греться... Да так, что рукой не притронешься, — недоумевает механик.
Пришлось послать па компрессорную станцию лучшего монтера. Тот проверил мегомметром обмотки — обрыва нет, изоляция хорошая. Измерил ток — в пределах допустимого. Может, смазки в подшипник много набили? Проверил — и здесь все в норме. Провернули вручную ротор — о статор не задевает. Думали, думали и решили снова включить на пробу.

— Дам-ка я ему полную нагрузку, — проворчал механик и стал колдовать над вентилями и задвижками. Шток компрессора начал двигаться гораздо медленнее! Странно. Ведь каждому электрику известно, что частота вращения у асинхронного двигателя постоянная, от нагрузки не зависит.

Тут-то и сообразили: не двигатель сбавляет обороты, а ремни на шкиве пробуксовывают. Пригляделись — так оно и есть. ,
Остановили привод и компрессор, потрогали ремни, а они ослабли, не подтянуты. От их трения сильно нагревался шкив, тепло передавалось валу, ротору и статору двигателя.
Подтянули ремни — и двигатель, и компрессор стали работать нормально.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии