Электрификация > Электро

Электро - рассказы

<< < (8/8)

electro:
   Верхом на шинах

Кто не видел птиц на проводах — сидящих рядком, перелетающих с одного на другой безо всякого для себя вреда? Линия под напряжением, а малым птахам вроде бы ни почем грозное электричество. Объясняется все очень просто: птица касается только одного провода, одной фазы, значит, ток через ее тело не проходит, нет для него пути.
Но случается, большая птица перекрывает крыльями два провода и, конечно же, погибает, став к тому же невольной причиной короткого замыкания в линии. Нередко то же бывает с длиннохвостой сорокой, опустившейся на линейный разъединитель, расстояние между ножами которого гораздо меньше, чем между проводами...

Может показаться странным, но, когда Владимир Михайлович Буров видит птицу на проводе, он нет-нет да и вспоминает одного маляра-отделочника. Тот без малейшей опаски, весело насвистывая, сидел на электрических шинах под потолком строящегося корпуса и в своей заляпанной красками спецовке действительно напоминал какую-то диковинную птицу. Впрочем, все по порядку...

Шинный мост тянулся по периметру помещения на 6-метровой высоте, почти под самой крышей. Открытые шины (три фазные и нулевая) из широких алюминиевых полос крепились на опорных изоляторах. В нескольких местах по кабелям от них получали питание распределительные пункты. Самый дальний, в противоположной от подстанции стороне, и просили подключить строители. Нужно было опробовать мост, подав на него напряжение.
Мастер по эксплуатации электроустановок Владимир Михайлович Буров вместе с дежурным монтером внимательно осмотрел шины, обошел все распределительные пункты, убедился, что все нормально, и лишь после этого разрешил включать трансформатор. Аппарат мерно и спокойно загудел.
— Ну что, Владимир Михайлович, — спросил монтер, — включаем теперь шинный мост?
— Только прежде надень перчатки!
Не без труда мощные тысяче амперные ножи с хрустом вошли в губки разъединителя. Буров знал, что мост включают в холостую, без нагрузки, и, если что не так, короткое замыкание не заставило бы себя искать, но по профессиональной привычке пошел осмотреть шинный мост еще раз.

Скользнул взглядом вверх — около подстанции все в порядке. Пошел дальше, обогнул автопогрузчик, опять запрокинул голову и... потрясенный, застыл. На шинах, включенных только что на напряжение 380 вольт, сидел как ни в чем не бывало маляр и за веревку поднимал ведро с краской.
"Почему он живой? — пронеслось в голове. — Ведь он буквально "оседлал" напряжение!" И тут же пришла догадка: "На нем брезентовая, вся в краске и сухая роба, а значит, хороший изолятор. И такие же рукавицы. Потому он и не чувствует ничего, потому он и жив еще. Но вот-вот он подтянет ведро и поставит на шины! Тогда — конец!"
— Погоди, остановись, — закричал мастер, пытаясь предотвратить близкую беду.
Маляр с недоумением посмотрел вниз, ведро застыло в метре от шины.
— Не шевелись, не поднимай ведро! — убеждал его мастер.

Стали подходить рабочие и с любопытством следить за непонятной суетой. Почувствовав себя в центре внимания и приняв все за розыгрыш, маляр хохотнул:
— Что за шум, по какому поводу собрались?
Самообладание вернулось к Бурову: "Если я так сразу скажу, что он сидит на шинах под напряжением, бедняга может неаккуратным движением погубить себя или просто упасть со страху. Надо действовать спокойно"
— Послушай, — крикнул мастер, —я сейчас все объясню. У тебя хорошая спецовка, сухая, толстая, и отличные, целые рукавицы. Они не пропускают ток. Шины, на которых ты сидишь, под напряжением. Спокойно бросай ведро и не трогайся с места. Понял? А мы немедленно выключим напряжение.

Повторять не пришлось, маляр выпустил из рук веревку, и ведро глухо шлепнулось об пол.
Монтер, стоявший за спиной мастера, словно очнулся от столбняка и, не дожидаясь команды, бросился к подстанции. В считанные секунды шинный мост отключили.
— Как ты оказался там? Зачем на шипы залез?

Допытывался Буров у спустившегося маляра.
— Как, как! Послал прораб покрасить дефлекторы.
Видишь, некрашеные. Надо было предупредить, прежде чем включать!

Буров понимал свою вину. Действительно, надо было предупредить под расписку всех прорабов стройки, что на шины в такое-то время будет подано напряжение, повесить предупреждающие плакаты, оставить под шинопроводом дежурного.
Кончилась эта история благополучно, но еще долго вспоминался Бурову веселый, не подозревающий об опасности маляр, что беззаботно сидел под потолком на включенных шинах, будто птица на проводе.

electro:
   Неисправный утюг

Это объявление сразу бросалось в глаза. Красочное, яркое, оно извещало о том, что сегодня вечером в Осиповну приезжают артисты из города. Будет концерт в Доме культуры, а потом — к радости молодежи — танцы под эстрадный оркестр. Надо ли говорить, что в общежитии сельского профессионально-технического училища царила праздничная суматоха.

...Анатолий придирчиво осмотрел свой костюм. В тайне он гордился обновой. Темно-серый, модного фасона, хоть и недорогой, он пришелся как раз по фигуре. Да и куплен на первые трудовые деньги, которые заработал, помогая совхозу вместе с другими ребятами на уборочной. Брюки немного помялись, нужно бы их подгладить, а заодно пройтись утюгом по рубашке и галстуку. Но в кухне общежития к двум столам для глаженья уже стояла нетерпеливая очередь. Тут, пожалуй, если ждать, управишься лишь к середине концерта.

"Поглажу у себя в комнате, — решил Анатолий. — Вот только утюг надо раздобыть. Кажется, у соседей есть".
— Ребята, выручайте, — попросил Анатолий, — дайте утюг на полчасика.
— Бери, — охотно разрешили хозяева, — по учти, мы на днях уронили его, и теперь к нему не так-то просто приладиться. Если не будет греться, потряси его, постучи легонько.
- Понял, — откликнулся Анатолий и заспешил к себе.

Первым делом включил утюг и, чтоб ее терять времени, аккуратно уложил на стол брюки, покрыл их влажной тряпкой. Тронул утюг — холодный. Тогда, вспомнив совет ребят, потряс его, держа за ручку. Немного подождал и решил проверить, греется ли. Шлепнул ладонью по гладкой поверхности... и потерял сознание от удара током. Когда пришел в себя, почувствовал резкий запах нашатыря, увидел испуганные лица склонившихся над ним сокурсников.

Причина поражения — конечно же, нарушение изоляции внутри утюга, из-за чего на корпус попало напряжение. Но каким образом ток прошел через тело человека? Ведь сухой, крашеный пол — хороший изолятор. Оказалось, что, тронув корпус утюга рукой, Анатолий одновременно прикоснулся коленом к металлической кровати. А ее спинка вплотную примыкала к батарее отопления. Тут-то и возникла электрическая цепь: утюг, ладонь, тело, металлическая кровать, заземленная отопительная сеть.

Здесь уместно вспомнить о "Правилах технической эксплуатации". В которых прямо указывается что помещение, где производится глаженье, должно быть таким, чтобы человек не мог одновременно прикасаться к корпусу утюга и к заземленным частям оборудования к токопроводящим конструкциям или поверхностям. Все металлические части, расположенные вблизи гладильных столов, следует ограждать изолирующими материалами.

...Заметьте себе: в который раз мы обращаемся к "Правилам" и снова находим верный, исчерпывающий ответ.

electro:
   Верный союзник

С детства, с первых книг о морских путешествиях, замечательных географических открытиях, о великих мореплавателях прошлого нам знаком крик "марсового" — наблюдателя на самом верху мачты: "Земля!"
Конец долгого и трудного пути, а может, спасение экипажа от голода и жажды — вот что значит для моряка это радостное известие...

Но у электриков есть и другое, узкопрофессиональное толкование того же понятия "земля", и поэтому эксплуатационник, получив от дежурного монтера такое же сообщение, воспринимает его совсем по-иному. Ведь оно имеет совершенно другой смысл: на линии авария — короткое замыкание на землю, а это связано с перерывом в электроснабжении, необходимостью срочно выявить и устранить неисправность.
И еще одно "морское" сравнение. Как на любом судне ведется корабельный журнал, куда записывают все сведения о несении вахтенной службы, все происшествия во время плавания, так и у электриков, например, на подстанциях, имеется журнал, где подробно отмечают ход дежурств, результаты осмотра оборудования, фиксируют показания приборов.

В таком-то вот журнале на районной подстанции 35/10 кВ появилась запись: "15 ч. 37 мин. Приборы контроля изоляции показали, что в системе 10 кВ замыкание на землю".

Как действуют в подобных случаях? Прежде всего нужно найти линию, в которой произошло короткое замыкание. Для этого поочередно снимают напряжение с отходящих фидеров. Когда под отключение попадет неисправный фидер, стрелки приборов контроля изоляции на остальных займут нормальное, рабочее положение.
Именно таким образом выяснили, что аварийной оказалась воздушная линия № 3, снабжающая энергией животноводческий комплекс совхоза. К распределительному устройству она подключалась через два параллельных кабеля или, как говорят электрики, кабели были проложены "два за один". Обычно к такому способу прокладки прибегают, когда нет кабеля большего сечения.

Определив аварийную линию, начальник подстанции Иван Иванович Чемисов дал телефонограмму директору животноводческого комплекса и, боясь развития аварии, вскоре отключил этот фидер.
Руководство совхоза всполошилось. Еще бы: оставить комплекс без электроэнергии! Ни приготовить кормов, ни напоить поголовье, пи подоить коров, ни обработать продукцию, словом, без электричества не обойдешься.
Не прошло и часа, как на подстанцию прибыли передвижная электролаборатория во главе с ее начальником Сергеем Анатольевичем Телицыным и главный энергетик совхоза Юрий Петрович Козырев. Знающий инженер, с большим практическим опытом, Козырев предположил, и все с ним согласились, что, вероятно, поврежден один из кабелей, а не воздушная линия.
После выполнения необходимых организационно-технических мероприятий бригаду монтеров электролаборатории допустили к работе. В наряде в графе 5 "Производитель работ" значился Телицын С. А., а в графе "Поручается" записали: "на линии № 3 найти место повреждения".
Предположения оправдались. Когда отъединили с обеих сторон концы кабелей и проверили мегомметром, обнаружилось, что фаза одного из них замыкается на "землю".

— Что ж, картина наполовину прояснилась, — обратился Козырев к Телицыну. — Пусть монтеры подключают концы "здорового" кабеля, как прежде, а муфту другого, поврежденного, осторожно опустят метра на три и закрепят пока на опоре. Я пойду просить Чемисова, чтоб включал линию. Снизим нагрузку на комплексе и пару дней на одном кабеле протянем, а за это время восстановим аварийный. Ты же дай команду бригаде электролаборатории, чтобы налаживали аппаратуру, с помощью которой станут искать место повреждения. Аварийный кабель отключен, так что можешь спокойно работать. Но когда все будет готово для испытания, обязательно доложи.

Начальник подстанции Чемисов одобрил план Козырева и разрешил временно включить линию по одному кабелю. По его распоряжению монтер присоединил концы исправного кабеля к линейному разъединителю, а концы поврежденного оставил свободными, отведя их в сторону. Затем сходил к началу воздушной линии, убедился, что на опоре никого нет, и еще раз предупредил начальника лаборатории о подаче напряжения.

— Давай еще раз осмотрим ячейку, — пригласил Чемисов Козырева.— Не попадет ли напряжение на Отключенный кабель?
И он открыл сетчатую дверь ячейки: — Ну, конечно, мало развели концы. Особенно тот, красной фазы. Положено в таких случаях расстояние не менее 150 миллиметров, а здесь и ста не будет.

Надо еще развести. Зови монтера.
— Да ладно, долго ли самому, — отмахнулся Козырев, невелика, мол, работа, и подошел к концам кабеля, собираясь отогнуть их подальше друг от друга.
Он ясно видел, что кабель отключен от разъединителя, значит, нет никаких причин для беспокойства.
И все-таки что-то остановило. Сказалось, видимо, воспитанная долгими годами инженерской практик интуиция, сработала спасительная осторожность бывалого электрика.
— Дай-ка мне индикатор, — попросил он Чемисова.
И добавил, словно извиняясь за перестраховку: — Все же не мешает лишний раз проверить.
Пожав плечами, дескать, чудит инженер, осторожничает, начальник подстанции подал Козыреву индикатор. И тут оба они не поверили своим глазам: индикатор показывал высокое напряжение! Сомнений не было: еще секунда, и не миновать беды. Молча, не сказав друг другу ни слова, инженер и начальник подстанции вышли из помещения ячейки.

Казалось бы, совершенно невозможно объяснить происшедшее. В самом деле, кабель отключен, и тем не менее каким-то образом на него попало напряжение.
Откуда же оно взялось?
А получилось так. Бригада Телицыпа успела присоединить установку к поврежденному кабелю и подать на него импульс высокого напряжения. Электрики подобную операцию называют "прожигать кабель". Делают это для того, чтобы точно определить место замыкания на землю. При таком импульсе, если изоляция кабеля успела заплыть (то есть в какой-то мере восстановиться), произойдет ее пробой в том же месте, сопровождающийся сильным звуковым щелчком. По этому звуку акустическим прибором и находят точное место повреждения.

Но в нашем случае так совпало, что в то самое время, когда Козырев собирался развести концы кабеля, монтеры электролаборатории подали импульс высокого напряжения. Измени инженеру осторожность, поступись он своими знаниями и опытом, и произошло бы непоправимое...

А виноваты, конечно, работники электролаборатории. Это они должны были предпринять необходимые меры. Ведь "Правила технической эксплуатации"  прямо указывают: "При испытаниях кабеля, если противоположный конец его расположен в камере или ячейке распределительного устройства... и если двери этих камер или ячеек не заперты..., то, помимо вывешивания плакатов "Стой — высокое напряжение", у дверей камеры или ячейки должна быть выставлена охрана из включенных в наряд лиц с квалификационной группой не ниже второй, чтобы не допустить к кабелю посторонних лиц". Однако бригада электролаборатории не выполнила ни одного из этих предписаний.
...Возможно, кто-нибудь, заглянув в начало этого рассказа, подумает: "Что же получается, моряку земля — желанный берег, крестьянину — кормилица, а электрику, выходит, сулит аварию, а то и угрозу для жизни?" Нет, конечно. Так бывает, лишь когда случается короткое замыкание на "землю2, нарушение или пробой изоляции. Когда же все исправно, дело обстоит совсем по-другому. Ведь существует так называемое рабочее заземление, предусмотренное самой схемой электроснабжения. И, если припомните, мы уже не раз говорили о защитном заземлении — надежной, спасительной мере безопасности. Так что и для электрика земля — верный союзник.

electro:
данная тема доступна только для чтения
обсуждение осуществляется в этой цепи http://electroforum.su/index.php/topic,91.0.html

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии